воскресенье, 11 октября 2015 г.

Как помочь ребенку стать внимательнее?

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать:
В рукава просунул руки,
Оказалось – это брюки..
С. Маршак

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека! Очень часто именно из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Что же такое внимание? Внимание – способность человека сосредоточиваться на определенных объектах и явлениях. Основные свойства внимания – концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение.


Вы никогда не задумывались, сколько объектов можете одновременно воспринять и удержать в сознании? Для детей 6–7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. Это и есть объем внимания, который помогает ребенку совершать операции сравнения, анализа, обобщения.

Удавалось ли вам наблюдать такую картину: ребенок что-то делает (рисует, пишет, собирает головоломку), вы к нему обращаетесь, а он не слышит вас? Это говорит о том, что малыш может долго работать, не отвлекаясь, может сосредоточиться на объекте. Это свойство внимания называется устойчивостью. Кстати, нужно помнить, что сначала (в дошкольном возрасте) основа устойчивости – интерес, но чем старше становится ребенок, тем меньшую часть должен составлять интерес в умении сосредоточиться на длительное время, потому что с возрастом этот процесс регулирует сознание и волевая сфера (меняется установка с «хочу» на установку «надо»).

А быстро ли ваш ребенок может переключиться на другой вид деятельности или, ответив на вопрос, вернуться к прерванной работе? Может, ему нужно время, чтобы заново сосредоточиться? За эти особенности психики отвечает свойство переключения, то есть перемещение внимания с одного объекта на другой.

Внимание можно и нужно развивать. Ведущей деятельностью младшего школьника является игра.  Вот примеры нескольких игр:

«Сколько чего?» Детям предлагается осмотреть комнату и назвать как можно больше предметов, начинающихся, например, со звука [к]. Можно предложить назвать только круглые предметы, деревянные и т.д. (в основе может лежать любой признак).

«Полслова за вами» Вы говорите первую половину слова и бросаете ребенку мяч. Он ловит и называет другую половину.

«Выполни уговор строго» Вы договаривайтесь с ребенком, что если вы поднимаете руки, то он приседает; если хлопаете – топает ногой. (Варианты уговора и время действия могут быть различны.)

«Не собьюсь» Предложите ребенку посчитать до... , называя только четные числа, а вместо нечетных говорить: «Не собьюсь». Или подчеркнуть в небольшом по объему тексте все буквы А, а все буквы Н зачеркнуть.

Игры можно придумывать самим. Со- всем не обязательно отводить этим играм- упражнениям специальное время: можно играть по дороге в школу, в магазине и т.д
Очень хорошо, если вы научите ребенка играть в шашки и шахматы, – это своеобразная школа внимания. Не забывайте и о спортивных играх, благодаря которым можно развивать внимание в том числе.

В посте использованы материалы М.П. ЗАХАРОВОЙ, учителя МОУ СОШ № 46, г. Братск


Комментариев нет :

Отправить комментарий